Зачем школьникам наука и что пошло не так, выяснили на фестивале науки в Новосибирске

Второй день фестиваля науки «КСТАТИ», организованного Информационным центром по атомной энергии (ИЦАЭ) Новосибирска, начался с форума для педагогов «Наука в школе: как и зачем?». Основная цель форума – помочь преподавателям разобраться, какие инструменты, форматы и методики позволят интегрировать популяризацию науки в учебный процесс.

«Мы столкнулись с важной проблемой – сегодня учителя нацелены в основном на подготовку к экзаменам. Более того, во ФГОС нет ни слова о необходимости популяризации науки, но ведь мы с вами понимаем, насколько это важно», — с этих слов начал модератор форума, руководитель группы научных коммуникаций Федерального исследовательского центра Красноярского научного центра СО РАН Егор Задереев.

Далее состоялась панельная дискуссия, в которой приняли участие руководитель управления по пропаганде и популяризации научных достижений СО РАН Юлия Позднякова, старший преподаватель Новосибирского государственного университета (НГУ), руководитель проекта «Новосибирские астрономические школы» Илья Орлов и заместитель директора Государственной публичной научно-технической библиотеки Антон Веселов.

Вместе с участниками форума эксперты обсудили, как важно понимание самого процесса получения научного знания, а не просто его постоянное воспроизведение, поговорили о значении критического мышления в современном мире. Одним из выводов дискуссии стало понимание того, что важная цель популяризаторов науки – показать школьникам, что учёные – это не какие-то далёкие от нас создания, а такие же обычные, реальные люди, как и сами дети. Преодолеть это убеждение – ключевая задача научных коммуникаторов.

«О науке стоит рассказывать как о чём-то доступном и нестрашном – чтобы у ребят формировался понятный образ учёного. Это стоит делать через научные байки, шутки, через юмор. Именно такие истории запоминаются и вдохновляют», — отметил преподаватель НГУ Илья Орлов.

Преподаватели спрашивали экспертов, куда конкретно им идти, чтобы решить свои задачи по внедрению науки в учебный план. Ответом на их вопросы стал следующий такт форума — «Шоу кейсов». Одиннадцать представителей научных центров, библиотек, образовательных площадок кратко представили направления работы своих организаций, чтобы на их примере показать учителям, какими средствами можно пользоваться, планируя заниматься популяризацией науки в школе.

Затем состоялся воркшоп: каждый из участников форума выбрал одно из направлений, в котором ему хотелось бы поработать: моно-урок, междисциплинарный урок или внеклассное мероприятие. Преподаватели разделились на группы и в течение 30 минут разрабатывали примерную модель занятия, консультируясь с экспертами.

Учителя представили решения кейсов: одна из групп выделила проблему отсутствия понимания связи математики и физики у школьников и предложила сценарий междисциплинарного урока по физическому смыслу производной. Другая группа разработала идею серии занятий «Письма из космоса», в которой участники использовали возможности, представленные на «Шоу кейсов»: экскурсии в планетарий, лекции проекта «Классный учёный», посещение Информационного центра по атомной энергии. «Мы попробовали соединить естественные науки и литературу, поскольку мы скорее не физики, а лирики. Поэтому мы хотели бы сначала показать ребятам космос с точки зрения точных предметов, а затем попросить их написать письма из космоса так, как если бы они были астронавтами, увидевшими Землю из иллюминатора», — рассказали преподаватели-филологи.

Закрывал форум небольшой мастер-класс психолога Елены Киселёвой «Как справляться со стрессом?». Вместе с Еленой участники смогли отдохнуть и попробовать на себе некоторые практики концентрации внимания на своих ощущениях.

Завершился второй фестивальный день научно-популярным ток-шоу «Что пошло не так?», в котором эксперты делились со зрителями забавными и поучительными историями своих профессиональных взлётов и провалов. «История науки насчитывает множество ярких примеров того, как ошибки учёных приводили к впечатляющим и запоминающимся результатам», – отметил Андрей Либман, менеджер по развитию ИЦАЭ Новосибирска. В качестве приглашённых экспертов выступили кандидат биологических наук, эколог, научный коммуникатор Егор Задереев, психолог, преподаватель и научный консультант Евгения Дашкова и палеонтолог Всеволод Ефременко.

Открыл ток-шоу  Андрей Либман. Он рассказал о попытке создать успешный кулинарный блог для молодёжи. Мораль его факап-истории – всегда держите команду в курсе любых изменений в плане работы, иначе рискуете провалиться в чёрную дыру, из которой, вопреки высказыванию Стивена Хокинга, не будет выхода.

Егор Задереев поделился историей, в которой не было очевидных  провалов, но зато были добрые отношения и неожиданные открытия. Зрители ток-шоу узнали, как «грязная» бутылка с водой, поднятая с определённой глубины в солёном озере, стала причиной защиты одной докторской и трёх кандидатских диссертаций, написания десятков научных статей и монографий.

Евгения Дашкова не постеснялась рассказать о внезапном падении во время прямого эфира на сорок зрителей. Её «профессиональное падение», к счастью, не закончилось серьёзными проблемами со здоровьем, но заставило обратить более пристальное внимание на состояние сосудов.

Всеволод Ефременко вспомнил опыт проведения полевых работ в Забайкалье. «Поля», как называются такие работы на учёном сленге, пошли не по плану с самого начала. Полиция, комары, отсутствие еды и непредсказуемые траты, – по словам Всеволода, самое малое из того, что случилось. Но история закончилась благополучно и не отбила желания у команды продолжать исследования в будущем.

Рубрика «Открытый микрофон» позволила осмелевшим зрителям поделиться собственными историями грандиозных провалов. Каждую историю зал встретил бурными аплодисментами.

Гостей Информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ) Новосибирска ждут ещё 2 насыщенных фестивальных дня с открытыми лекциями, интеллектуальными играми и ток-шоу. Ознакомиться с программой фестиваля науки «Кстати» и зарегистрироваться на интересующие события можно по ссылке.